16:13 

Розанваллон

sociostore
keep
СИДОРИНА Т.Ю. ДВА ВЕКА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. М.: РГГУ, 2005.

Вернемся к истории социального страхования на Западе. В своей известной работе «Новый социальный вопрос» П. Розанваллон, анализируя успехи и ошибки концепции государства всеобщего благосостояния (которое он квалифицирует как государство социального страхования), отмечает, что источником первоначальной силы концепции социального страхования являлся ее синтетический характер: она позволяла подходить с единых позиций к широкому кругу социальных проблем, сводя их к общей категории риска. Болезнь и безработицу можно было одинаково расценивать как несчастные случаи. Даже старость попадала в эту категорию - с точки зрения потери трудового дохода53.
На рубеже XX и XXI вв. это унифицированное понимание риска перестает быть функциональным и объяснительным в обеспечении социальной стабильности и в решении социальных проблем. Так, упрощенные различия между больными или инвалидами и здоровыми людьми, работающими и безработными, ведущими активную трудовую деятельность и пенсионерами предполагали, что все эти люди сталкивались с рисками одинакового происхождения. Лежащие в основе государства всеобщего благосостояния принципы справедливости и солидарности опирались на идею, согласно которой различные риски распространяются на все население и по своей природе являются следствием случайного стечения обстоятельств.
В наше время все обстоит иначе. Социальные проблемы теперь не ограничиваются исключительно восприятием на уровне риска. Дело идет к тому, что все население может оказаться в какой-то момент за пределами страхового поля. Например, выпадение из экономически активного населения (длительная безработица) часто уже затрагивает интересы многих людей. Проблема «зависимости» затрагивает растущее число престарелых граждан, лиц пожилого возраста, постоянно нуждающихся в по¬мощи, среди которых можно выделить людей, которым требуется ежедневная помощь, еженедельно либо от случая к случаю. И таких людей в европейских странах много. Можно ли все это рассматривать как риск? Скорее всего, нет. Зависимость от физических недостатков или от болезни явно не обусловлена случайными обстоятельствами, за исключением зависимости молодых людей, ставших инвалидами. Если заботиться о находящихся в зависимом положении, то это нужно делать на основе обязательств, включенных в общенациональную систему взаимопомощи. Между тем социальное страхование мало подходит для решения этой проблемы. В наше время ключевая концепция социальной политики строится не столько вокруг понятия «риск», сколько вокруг понятия «неустойчивость».
Понятие риска остается важным. Изменилось его содержание. Теперь все более серьезной проблемой считают риски катастроф, природные явления (наводнения, землетрясения), крупные техногенные аварии, причинение серьезного ущерба окружающей среде. Все это несет опасность не отдельным людям, а значительной части населения. В силу этого социализация рисков, на которой основано страхование, не может быть применена. Это стало особенно очевидно, когда понадобилось адекватное обоснование для выплаты компенсаций жертвам катастроф. В течение длительного времени к данному вопросу подходили исключительно с позиций вспомоществования, когда государство распределяло срочную помощь, но при этом не было выработано ни¬какой правовой нормы, на которую могли бы ссылаться пострадавшие. Другими словами, назначение компенсационных пособий опиралось по-прежнему на благотворительность, а не на право. Лишь принятый в 1982 г. во Франции закон о выплате компенсаций пострадавшим от природных катастроф несколько изменил ситуацию, так как появился своеобразный гибрид из понятий солидарности и страхования. Созданный на базе этого закона механизм исходит из принципа страхования, поскольку опирается на индивидуальные отчисления взносов в фонд страхования. Одновременно в нем продолжает действовать логика солидарности, определяющая модель государства всеобщего благосостояния, т.е. пособия после принятия государством соответствующих мер предоставляются в разных размерах, независимо от видов и степени риска и поступающих взносов. (Например, если принцип страхования вполне обоснованно применяется к жителям территорий, которые подвержены затоплению во время наводнений, то для населения, проживающего на территории, которой наводнение не угрожает, уплата взносов в соответствующий страховой фонд представляется вкладом, осуществляемым на чисто солидаристской основе.)54

53 См.: Розанваллон П. Указ. соч. С. 26.
54 Там же. С. 27-28.

@темы: риск, Сидорина, Розанваллон, социология, цитата

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Цитатник

главная